Храм стоит на изломе улицы, да еще выступает от красной линии,
занимая большую часть тротуара. Удивительно, что его не снесли, а только
пробили арку в нижнем ярусе колокольни для прохода. Пешеходы, правда, все
равно арку огибают, кроме тех, что идут в церковь, поскольку вход в нее
через колокольню. Странно выглядит этот красочный древний храм, прозванный
в народе за красоту красным, посреди современной улицы.
Всего несколько веков отделяют нас от его современников, а, кажется, хоть мы и потомки этих
да-скифов, а нам умом их не понять. Странно, но архитектура древних греков или римлян такого
чувства не оставляет, кажется, что с людьми строившими, жившими тогда мы бы вполне поняли друг
друга. А, если мы сами себе удивляемся, то какими непостижимыми должны представляться иностранцам.
Правда, европейцы в массе своей не очень-то
любопытствуют на наш счет. Причина, возможно, в том,
что мы представители гораздо более молодой цивилизации, чья история началась, в общем, не так
давно, и мы им не интересны подобно тому, как
взрослым не интересны детские игры-забавы. Детям же,
напротив, всегда интересно, чем занимаются взрослые, они всегда торопятся стать на них похожими.
Впервые церковь появилась на этом месте в середине 15 века. Московский князь Василий II в
татарском плену дал обет, если вновь увидит Белокаменную, то построит храм. Татары отпустили его
из плена в день памяти чудотворца Григория Неокесарийского, а увидел он стены Кремля с того
места, где стоит и по ныне церковь в честь этого святого. Каменной она стала двести лет спустя,
во времена "тишайшего" Алексея Михайловича. Царь был дружен с настоятелем церкви Григория Неокесарийского
Андреем Савиновым, которого даже сделал своим духовником и пожаловал милостью одеть церковь
в камень. Строили храм царские мастера Иван по прозвищу Кузнечик и Карп по прозвищу Губа,
а изразцы (девять тысяч плиток с узором "павлинье око") исполнил Иван Полубес. Полные имена, а
не прозвища творцов, в России стали помнить и чтить много позже, а во времена подремучее и прозвищ
в памяти не оставлось, авторство было просто безымянным. Три с половиной века стоит с тех пор
этот цветистый жизнерадостный храм, радуя нас с вами.
|