Требование, чтоб из окон дома, вид на Кремль, характерно не
только для новых русских, но и для старых. А с того места на Софийской
набережной, где в 1893году сахарозаводчик Павел Харитоненко построил свой
дворец, можно пересчитать чуть ли не все 33 золотых купола на Боровицком
холме. После смерти отца Павел Харитоненко получил в наследство семь
сахарных и один рафинадный завод, которые оценивались в 60 миллионов
рублей, 11 имений , сеть контор Торгового дома с командой опытных
управленцев- словом наследство богатое. Наследство Павел Иванович, надо
отдать ему должное, не угробил, а, напротив, дело умело продолжил.
Производство постоянно модернизировалось, велось внедрение европейских
новинок в этом деле, и бизнес процветал. За вклад в экономику страны и
благотворительность тогдашнее правительство пожаловало внуку крестьянина
потомственное дворянство. Для своего дворянского герба Павел Харитоненко
избрал лозунг "Трудом возвеличиваюсь" - фраза, отражающая жизнь рода с
деда-прадеда. В отличие от своего отца, Павел Харитоненко получил
прекрасное образование, имея возможность общаться с цветом московской
интеллигенции, что сподвигло его к меценатству. От отца Павел Иванович
унаследовал стремление к благотворительности. Он первым откликнулся на
призыв профессора Цветаева помочь в строительстве и содержании музея
изящных искусств, в Киеве стоит памятник Богдану Хмельницкому, многие
получили образование на его деньги. Они с женой помогали погорельцам и
молодым семьям. Свой особняк на Софийской Харитоненко выстроил в духе
французского возрождения XVI века, в академичной манере, но внутри себя
дом таит сюрприз. Интерьеры процветающий предприниматель заказал молодому,
но уже знаменитому Федору Шехтелю. Готический стиль, который кажется
подлинным, а не стилизацией, погружает входящего в атмосферу средневековья
прямо с порога. Интерьеры Шехтеля всегда поражают
выверенностью и продуманностью каждой детали, когда нет не значащих мелочей
и куда бы не упал взгляд, к чему бы не прикоснулся посетитель, все
изыскано, стильно, изумительно красиво.
Двери этого дома были всегда распахнуты для писателей, поэтов, скульпторов, хужожников.
Харитоненко, вслед за Третьяковым, как и многие купцы того времени,
занимался собирательством картин. В его галерее были работы Айвазовского, Рериха, Поленова,
знаменитая "Неизвестная" Крамского. В залах этого дома пел Шаляпин, играл Скрябин, гостивший у
Харитоненко Асери Матисс, рисовал отсюда вид на Кремль.
После революции здесь было английское посольство. Здесь доводилось жить Айседоре Дункан, королю
Афганистана. Отсюда Герберт Уэллс ходил на встречу с Лениным в Кремль. В годы второй мировой
Сталин приезжал сюда на встречу с Черчиллем. Сейчас здесь резиденция английского посла и нынешним
хозяином особняка является сэр Родерик Лайн. Изумительные интерьеры дворца увидеть своими глазами,
дано, увы, не
всем желающим, а только особам особо приближенным. Вообще, надо сказать иностранцы в России, как
дети - все лучшее им. Что ни шедевр архитектуры, то посолоьство, консульство, резиденция, etc.
Причем, чаще всего, основная красота облюбованных под эти цели особняков, таится внутри, надежно
охраняемая церберами, которые и снаружи пощелкать фотоаппаратом не всегда позволят. В утешение
привожу адрес где можно посмотреть на фотографии интерьеров созданных Шехтелем для Харитоненко.
|