На самой аристократической улице Мосвкы - Поварской, титулованное
дворянство начало селиться со времен Ивана Грозного, тесня коренных жителей слободы,
чей род деятельности ясен из названия улицы и названий прилегающих переулков:
Скатертного, Столового, Хлебного, Ножевого. Лавки, трактиры, конки, трамваи - ничего
этого здесь никогда не было. Оберегая свой покой, знать не позволяла вторгнуться
городскому шуму и сутолоке под свои окна. Но со второй половины 19 века, когда часть
именитых родов стала разоряться, соседями князьям и графам на Поварской становились
представители богатейших купеческих фамилий. А концу века Москву захватило
строительство доходных домов в 4-5 этажей, появились такие и на Поварской. В это же
время группа московских предпринимателей во главе с Саввой Мамонтовым решила
организовать "Северное домостроительное общество", предполагая в центре города
построить первоклассную гостиницу (ею стал "Метрополь") и возвести на продажу
несколько городских вилл-особняков, которые, по словам учредителей общества,
пользовались у москвичей "большими симпатиями, нежели квартиры в многоэтажных доходных
домах". Для реализации этой европейской идеи Мамонтов выбрал из Европы же пришедший
стиль модерн и привлек к работе архитектора Льва Николаевича Кекушева. Воплотить эти
идеи в жизнь товариществу помешал арест Саввы Ивановича в 1899 году. Идея, однако, не
потерялась, эстафетную палочку подхватило торгово-строительное общество, которое
возглавлял не менее богатый и известный предприниматель Я.А.Рекк. Ни стиль, ни
архитектора менять не стали, и в 1903 году Кекушев получил карт-бланш и щедрые
ассигнования на строительство двух особняков на Поварской . Под строительство
общество выкупило старинную деревянную усадьбу, классическая красота которой
запечатлена в альбоме М.Ф.Казакова, куда он зарисовывал лучшие образцы архитектуры.
Усадьбу, понятное дело, снесли. Новая эпоха, новые веяния. Лев Николаевич Кекушев,
получивший образование в Петербурге и первые годы своей карьеры там работавший, ко
времени возведения особняков на Поварской уже более десяти лет жил в Москве и
находился на пике своей творческой деятельности. И построенный им к 1904 году дом,
который числится на Поварской под номером 44, - квинтэссенция из созданного мастером.
Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его
стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка,
щедрое использование скульптурной декорации, овальные козырьки, обводящие по контуру
верх сооружения. И знаменитые Кекушевские львы, которые есть в каждой его постройке
и которые символизируют собой имя автора - Лев, здесь тоже есть, их просто не видно
снаружи. Мраморная лестница вестибюля щедро украшена бронзовыми львиными масками.
Над криволинейным аттиком, обращенным на Поварскую, размещено рельефное панно с
фигурками голеньких путти, символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой
высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Здание лишено каких
либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов
московского модерна. Но в интерьере, дабы угодить на любой вкус (особняк ведь
строился на продажу), присутствуют и другие стили кроме модерна. Через несколько лет
после завершения строительства особняк был куплен текстильным фабрикантом Иваном
Александровичем Миндовским. Как и многие богатые московские купцы рубежа веков,
Миндовский имел старообрядческие корни. А представители московского
старообрядчества, похоже облюбовали под свое жилье стиль модерн, вспомним особняки
Рябушинского и Морозова. После революции в особняке размещалось Шведское посольство,
а сейчас его занимает посольство Новой Зеландии.
|